[Ишояв Великий], католикос-патриарх Церкви Востока (649-659 (?)). Сын зажиточного землевладельца, перса Бастухмага. Род. в сел. Куфлана в пров. Адиабена (Хедаяб, Сев. Месопотамия). Духовное образование получил в Нисибинской школе, которую покинул в 601 г. в числе несогласных с учением Хенаны Адиабенского. Принял монашество в обители Бет-Аве (Бет-Абе), основанной в 595 г. другом отца И., мон. Иаковом, и стал учеником последнего. Католикос Ишояв II рукоположил И. во епископа Ниневии, где И. боролся с яковитами, пытавшимися построить в городе церковь. В 630/1 г. И. участвовал в посольстве к визант. имп. Ираклию, затем был назначен митрополитом Адиабены, столица к-рой находилась в Арбеле (Эрбиле).
И. активно боролся с Кириаком, митр. Нисибинским, и Сахдоной (Мартирием), еп. г. Махозе-д-Ареван, которые по возвращении из Византии признали Халкидонский Собор и открыто отошли от несторианства. И. написал 5 посланий о заблуждениях Сахдоны: 4 - епископам соседних епархий, 1 - лично «вероотступнику». Став католикосом, И. лишил еп. Сахдону сана и анафематствовал его. Сахдона был вынужден бежать в Эдессу, на территорию Византии, где принял греческое имя Мартирий (Мученик).
Указания источников о начале и длительности Патриаршества И. противоречивы. На основе их сопоставления Ж. М. Фие предложил в качестве наиболее приемлемой датировки 649-659 гг. (Fiey. 1970. P. 6-7). Незадолго до восшествия И. на Патриарший престол Иран был завоеван арабами. Из писем И. известно о массовом обращении в ислам христиан Мазуна (Омана) с целью избежать выплаты налога за сохранение веры. Беспокойство у патриарха вызывало стремление к независимости духовенства Парса, в большинстве этнических иранцев. В связи с этим он отправил митр. Рев-Ардашира Симеону, епископам, монахам и христианам Бет-Катрайе (Катара) увещевательные послания, а затем прибыл в Рев-Ардашир и встретился с митрополитом, чтобы вернуть его к церковному послушанию.
Длительное время И. удавалось поддерживать хорошие отношения с мусульм. властями, однако в результате денежного конфликта он был взят под стражу, неск. церквей в районе Куфы и Хиры разрушены. Освободившись, И. решил перенести свою резиденцию из Селевкии-Ктесифона в монастырь Бет-Аве. Он попытался создать духовную школу при обители, но, встретив упорное противодействие настоятеля и братии, перенес ее в родное сел. Куфлана. На смертном одре И. назвал своим преемником ближайшего ученика - Георгия Кафрского.
Сохранилось собрание писем И., охватывающих периоды его служения в сане епископа, митрополита и католикоса (первые 8 из 106 посланий, возможно, относятся ко времени монашества) и насыщенных информацией по религиозной истории эпохи. Составленная И. биография Ишосаврана, последнего христианского мученика сасанидской эпохи (Ɨ 620/1; BHO, N 451), была оценена издателем Ж. Б. Шабо как одно из лучших произведений сир. лит-ры. И. написал также соч. «Опровержение (еретических) мнений» апологетического содержания (не сохр.), догматические трактаты, проповеди, заупокойные молитвы, назидание, обращенное к посвящаемым в монашество, мемры, мадраши и др. В сотрудничестве со своим земляком и соучеником по Нисибинской школе мон. Хенанишо из Бет-Аве И. редактировал богослужебные книги и провел литургическую реформу. Их работа отражена в трактате «Изложение церковных служб», к-рый по традиции ошибочно приписывали Георгию Арбельскому (Georg. Arbel. Expos. Offic.).
В рукописи Cantabr. Add. 2818. Fol. 119a - 138b (XVIII в.) сохранилось Похвальное слово И., написанное его учеником католикосом Хенанишо I, практически не содержащее биографических деталей. Память И. (вместе с др. почитаемыми католикосами) совершается в Церкви Востока во 2-ю пятницу (в Малабарской Церкви - в 3-е воскресенье) периода Благовещения (Fiey J. M. Saints Syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 148).